СЕРИЯ 04:
Суданский
Тель-Авив
Война в суданском Дарфуре началась в феврале 2003 года. С тех пор там не прекращается геноцид чернокожего населения: количество жителей, погибших от рук арабских правительства и ополчения, исчисляется сотнями тысяч. Все молодые мужчины из африканских племен Дарфура живут под постоянной слежкой и угрозой тюрьмы. Некоторым удается сбежать в разные страны — в том числе Израиль
I. ЦИФРЫ
Около 8000 суданцев, бежавших от гражданской войны, проживают в Израиле
Около 600 из них имеют годовую визу
Около 10 человек имеют рабочую визу
У остальных — краткосрочная виза, которую нужно продлевать каждые 2 месяца
1 человек получил статус беженца
17 суданских беженцев получают высшее образование в израильских университетах
2 тель-авивские больницы, существующие на деньги НКО и муниципалитета, ведут прием беженцев
Тель-Авивские суданцы происходят в основном из 9 дарфурских племен: Фур, Загава, Масалит, Барго, Тама, Бурно, Ябол, Берти, Даджу. Представители каждого племени создали в городе социальный центр, где собирают средства на образование и лечение соплеменников
II. Язык
В Судане проживает около 600 народностей, которые говорят на 400 разных языках. Чтобы понимать друг друга, люди из разных племен используют арабский. Второй официальный язык Судана — английский, но в действительности на нем говорят немногие.
III. слово
«Ясол!» — «Эй, друг!» — неформальное, доброжелательное обращение к человеку, принятое в Судане.
IV. ОБЫЧАИ
В суданских кафе и клубах вы никогда не встретите суданских женщин — у них не принято находиться в общественных местах отдыха.
Суданских мужчин часто можно видеть обнимающимися, идущими за руку. Так принято вести себя с друзьями, никакого гомосексуального подтекста в этом нет.
В Тель-Авиве суданцы живут в основном в районе улицы Неве-Шаанан. Там есть несколько ресторанов с традиционной едой. У суданцев принято есть правой рукой; брать еду левой — неприлично, считается, что это открывает ворота злу.
V. Клуб
• У Башира (44 Yesud HaMa’ala St)
Суданский клуб не похож на клуб в привычном понимании. Это большой зал с несколькими плазменными телевизорами на стене и рядами пластиковых стульев. Здесь нет ни столов, ни бара. Тут можно спокойно посидеть, поговорить с друзьями, выпить кофе и покурить кальян.
Днем тут почти пусто, но по вечерам, особенно во время важных футбольных матчей, в клубе не протолкнуться.
VI. РЕСТОРАНЫ
У местных ресторанов нет названий — сами суданцы их различают по имени хозяина. Традиционная еда — это лепешка кисра, которую макают в разные соусы, йогурт, тушеное мясо и фуль — блюдо из бобов с яйцом и сыром. Средняя цена за блюдо в суданских ресторанах 20–45 NIS.
• У Исы (6 Salomon St)
• У Багри (21 Neve-Sha’anan St)
• 11 Bnei Brak St
• 17 Bnei Brak St
VII. кофе
Кахва — традиционный набор из кофе и попкорна. Кофе подается в глиняном кувшине — джабане — и пьется из маленьких чашечек — финджанов. Плошка с водой нужна, чтобы ополаскивать ложку для сахара после каждого использования.
VIII. музыка
P.S. Тадж Джеми
Тадж Джеми, политолог и социальный работник, бежал в Израиль в 2008 году. Он один из немногих беженцев, сумевших получить здесь высшее образование. Тадж работает в пункте обмена на Центральной автобусной станции, а в свободное время готовит к поступлению в университет других молодых суданцев
Тадж Джеми
«Я знаю, нам тут не рады. Я девять лет живу в Израиле без официального статуса и каждые два месяца продлеваю визу, которая не дает мне никаких прав. У меня нет права на работу, нет медицинской страховки, я не могу открыть бизнес, без чековой книжки я даже комнату себе легально снять не могу. Я не могу выехать за пределы страны и, несмотря на высшее образование, единственная работа, на которую я могу претендовать, — уборщик, грузчик или кассир.
Мы здесь никто, а значит нас можно обзывать, как угодно. «Преступники, нелегалы, насильники, воры» — все это чушь. Посмотрите официальные отчеты полиции, количество преступлений среди суданских беженцев ниже, чем среди остальных жителей города. Мы организуем центры помощи, собираем деньги на образование для детей и лечение беженцев — но все видят один негатив.
Жители южного Тель-Авива устраивают митинги, нападают на нас, однажды избили эритрейку с ребенком до полусмерти. Вместо этого лучше бы объединились с нами, чтобы вместе заставить правительство дать нам право на работу. Тогда мы могли бы не кучковаться в районе Центральной станции, а поискать шанс где-нибудь еще. Правительство само загоняет нас в гетто.
Израиль разыгрывает политику невмешательства. Не хочет решать проблему и одновременно пытается нас выжать. Нам собираются навязать налог в 20% с зарплаты и сделать нашу жизнь здесь совсем непереносимой, чтобы мы сами решили уехать. Но мы не можем вернуться в Судан — там нас ждет тюрьма или смертная казнь. Поэтому Израиль заключил секретное соглашение с Угандой и Руандой: они принимают беженцев отсюда, а Израиль взамен дает им оружие. Как только беженцы пересекают границу этих стран, у них забирают израильскую визу и оставляют без какого-либо статуса. Люди вынуждены бежать дальше и дальше — в Кению, Южный Судан и Египет, некоторые пытаются переплыть на переполненных кораблях в Европу, многие тонут.
Всю мою взрослую жизнь меня преследовал страх, что меня застрелят или засадят в тюрьму — и только в Израиле этот страх отступил. Более того, я получил высшее образование — о таком я и мечтать не мог. Так что я счастлив в Тель-Авиве и благодарен Израилю. Но жизнь здесь — это ежедневная борьба за выживание. Пока вся политика Израиля направлена против нас. Но я не оставляю надежды, что когда-нибудь смогу работать по профессии, что однажды мы вернем мир в нашу страну. Я верю в демократический Судан. Возможно, это дело не быстрое, но и тираны тоже не живут вечно».
НКО
На территории Израиля работает несколько организаций помощи беженцам. Местное НКО, созданное самими суданцам в Израиле, называется «Бней-Дарфур».
Текст Ася Чачко
Фото Маша Кушнир
Другие серии