серия 06:
Анат Нир
Права женщин в современном Израиле
Анат Нир — основатель продюсерской компании «Дана ве Анат», занимающейся крупными городскими событиями (в том числе гей-парадом), а также гей-кинофестиваля и курсов финансовой грамотности для женщин; она читает лекции в университете Беер-Шевы и консультирует хай-тек стартапы. Этим летом она приняла решение оставить все прежние дела, продать бизнес и пойти в политику — чтобы в парламенте продолжить свою борьбу за равноправие полов и права геев. YOMYOM попросил Анат рассказать, каково это быть женщиной в Израиле.
У вас было столько успешных и интересных проектов до того, как вы решили пойти в политику. Зачем вы все бросили?
Я начала собственный бизнес сразу после армии. Компания «Дана ве Анат» уже 17 лет со мной — почти всю мою взрослую жизнь. Так что решение продавать свою долю было непростым. Но чтобы работать на общество, мне нужно на сто процентов освободить голову от других забот. Это огромный вызов для меня. К счастью, работа позволила мне накопить какие-то сбережения и сделать следующий шаг.
Мы с Имри Кальманом намерены стать лидерами партии «Мерец». Сегодня это очень идеалистская партия, у которой нет сил воплощать свои идеалы в жизнь. Мы хотим сделать ее более молодой и мультикультурной. Наша цель — добиться для нее места в коалиции.
— До недавнего времени вы были главой маркетинга в Moovz, приложении, которое объединяет ЛГБТ-сообщество по всему миру (около 2 300 000 скачиваний). гетросексуальному человеку может быть не вполне понятна идея общаться с кем-то только потому, что у него та же ориентация — но у геев это как-то по-другому работает?
— Ну вы посмотрите на себя. Вы хипстерская гетросексуальная еврейка-ашкенази, живущая в Тель-Авиве, вы ощущаете себя гражданином мира. Возможность говорить, как вы, — это большая привилегия, доступная далеко не всем. Будь вы черной, лесбиянкой, или пройди вы операцию по смене пола — вы бы себя чувствовали совсем иначе. Чтобы принимать тестостерон, чтобы первый раз в жизни сказать кому-то что вы мужчина, хотя выглядите как женщина, — нужна поддержка. Ломать гендерные и сексуальные нормы — дело не простое. И людям нужно место, где они бы чувствовали себя равными. Поэтому в ЛГБТ-сообществе мы делимся силами друг с другом, чтобы отдохнуть от чувства, что ты в меньшинстве.
Вы возглавляете Feminanci. Что это за организация?
— Название компании сложено из двух слов — feminine (женский) и finance (финансы). Мы проводим по всему Израилю курсы, на которых учим женщин финансовой грамотности и финансовой независимости от мужчин. Это не академическое образование, а обучение практическим навыкам — как вести переговоры с банком, как сберегать деньги, как писать завещание, как оформлять страховку и выходить из минуса по кредиту.
Женщины предпочитают не иметь дела с деньгами не потому, что не способны хорошо считать, а потому, что в обществе не принято, чтобы женщина лезла в денежные вопросы. Мы заботимся о доме, о детях — а финансовые дела оставляем мужу. Но когда мы разводимся (а сегодня около 14% израильтян — в разводе), мужчина сохраняет свой уровень жизни или поднимает его — а женщина идет ко дну. Мы хотим это изменить.
Академию Feminanci создала еще моя мама, а я продолжаю дело ее жизни, для того чтобы израильские семьи имели более сбалансированное и справедливое устройство.
Нигде в мире я не видела такого количества отцов с детьми и младенцами на детских площадках. Израильские женщины кажутся очень независимыми. А как вы оцениваете их положение?
— Здесь, в Тель-Авиве, может показаться, что женщины и мужчины равны, что отцы растят своих младенцев, права геев в безопасности и революция победила. Но улица Шенкин в центре Тель-Авива — это вовсе не то же самое, что Петах-Тиква. На каждый заработанный мужчинами шекель, израильские женщины получают лишь 68 агорот. В некоторых религиозных кварталах Иерусалима женщинам по-прежнему полагается садиться на задние сидения автобуса. И это в 2017 году! Ау! У нас тут вроде как страна стартапов, и мы не бедная Индия. Так что вообще происходит?
Это, конечно, очень мило, что мужчины водят детей в садик, но если они разводятся, их жен ждут серьезные финансовые проблемы. Очень хорошо, что в центре Тель-Авива можно наблюдать такую идиллическую картинку всеобщего равенства. Но правда заключается в том, что мы живем в мачистском шовинистском обществе. И даже в тель-авивской мэрии женщины могут отвечать только за культуру или образование — нам никогда не доверят финансы или городскую застройку. В нашей стране ни разу не было женщины — министра обороны. В Израиле женщины не касаются денег и не касаются вопросов безопасности. А я собираюсь это изменить.
И как вы намерены это сделать?
— Резолюция ООН №1325 была принята Израилем в 2000 году. Она требует, равного участия мужчин и женщин в государственных обсуждениях по вопросам безопасности. Израиль проголосовал за это правило и одобрил его — а после просто на него забил. Израильские политики стали говорить: «Окей, мы не против, но где мы возьмем столько женщин, способных разобраться в государственной безопасности?» И тогда был создан и опубликован список таких женщин, которых можно приглашать для обсуждения и принятия решений. Одной из них была моя мама. Но ей ни разу не позвонили.
Сегодня ультра-ортодоксальные партии вообще запрещают женщинам занимать сколь-либо значимые партийные позиции. То, что происходит в нашей стране, можно назвать конфликтом, вопросом государственной безопасности, самозащитой или оккупацией — все видят ситуацию по-разному. Но как ни назови, я убеждена, что участие женщин в обсуждении этих вопросов жизненно необходимо. И я хочу войти парламент и привести женщин к участию в их решении — как это предписано израильскими законами. Это моя личная борьба.
Не только мужчины, но и многие женщины побаиваются феминизма.
— Я считаю, что любая женщина — феминистка. Просто многим не нравится само слово. Отчасти это связано c патриархальным стереотипом: «Ох уж эти сумасшедшие феминистки, они такие агрессивные!» Но кроме того, это связано с тем, что не так уж легко быть борцом. Чтобы отвоевать свои права, нужно восстать — а это дело малоприятное.
Но я горжусь тем, что я борец, и что я феминистка, и что я бисексуальна. А теперь я горжусь и тем, что я политик, — хотя политику в Израиле считают грязным делом. Я намерена вернуть достоинство в это слово и в это дело. Я верю в перемены и сама не раз участвовала в переменах. И я не хочу хвастаться, но в той свободе и толерантности, которую вы видите в Тель-Авиве, есть толика и моей заслуги.
Текст Ася Чачко
Фото Маша Кушнир
Другие Серии